Международный Балтийский научно-инженерный конкурс.

7 февраля, накануне Дня российской науки, делегация Костромской области вернулась из Санкт-Петербурга где проходил финал Международного Балтийского научно-инженерного конкурса. В 2020 году на отборочном туре конкурса рассмотрено почти 2500 заявок из 71 региона РФ и стран СНГ.






В финал конкурса, прошедшего с 3 по 6 февраля, в число 370 проектов вошли пять работ костромичей – победителей регионального этапа конкурса, прошедшего еще осенью. В числе 21 региона Российской Федерации и Костромская область.

По итогам участия в конкурсах прошлых лет, представители нашего региона второй год подтверждают почетное право проводить региональный отборочный этап конкурса и самостоятельно формировать делегацию на финал в Санкт-Петербург.

В секции Техники костромичи представили три проекта.

Первый – трансформируемая домашняя ферма для выращивания растений методом гидропоники. Проект представляли Артамонова Анастасия и Умнова Лиля (научный руководитель – Рассадина Светлана Павловна, кандидат технических наук), обучающиеся промдизайнквантума детского технопарка «Кванториум» Костромской области.

Разработан прототип установки, проведено тестирование: осуществляется подача питательного раствора, функционирует освещение. В перспективе работы планируется тестирование установки в биоквантуме детского технопарка "Кванториум"Костромской области.

Второй проект - Microgrid «Костромская каланча» (действующий учебный макет программно- управляемой локализованной группы источников и потребителей электроэнергии) предназначен, как и любое учебное пособие, для демонстрации и отработки на нем решений практических задач и выполнения лабораторных работ при изучении раздела «Электричество» на уроках физики. Работа выполнена Зубковым Никитой, Касаткиным Артуром и Ягодкиным Евгением (научный руководитель – Шестаков Александр Александрович, Заслуженный рационализатор Костромской области), обучающимися IT-квантума детского технопарка «Кванториум». Проект имеет техническую направленность и представляет собой инженерно-практическую задачу, в рамках решения которой, а затем и в ходе эксплуатации полученного технического продукта, достигается цель по овладению учащимися практическими компетенциями - HardSkills.

Третий проект – совместная разработка Волкова Сергея, обучающегося IT-квантума детского технопарка «Кванториум» и Муравьёва Максима, обучающегося объединения «Юные Кулибины» Центра естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (научный руководитель – Шестаков Александр Александрович, Заслуженный рационализатор Костромской области). Проект представляет собой 3D модель артиллерийского комплекса «АК-176» - аппаратный модуль учебного проекта «Тайфун» для решения учебных задач в сфере IT по управлению механическими объектами и группой сервоприводов. Наиболее хорошо усваивается тот учебный материал, который изучается с применением нескольких видов деятельности, например: теоретическое изучение, практическое и экспериментальное закрепление результатов. Поэтому для изучения тем, связанных с программным управлением различными устройствами, наиболее продуктивным является применение различного оборудования, на котором можно смоделировать различные задачи по данному направлении работы.

Ещё два проекта костромичи представляли в направлении программирование.

Первый проект, снова совместная работа. Учебный проект «Тайфун» (модульная программно-аппаратная 3D платформа для решения учебно-практических задач и кейсов в области информационных технологий и промышленного дизайна). Её авторы: Баранов Владислав, обучающийся IT-квантума детского технопарка «Кванториум», Лебедев Владимир и Иванов Артем - обучающиеся объединений «Юные Кулибины» и «Радиотехническое конструирование» Центра естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (научный руководитель – Шестаков Александр Александрович, Заслуженный рационализатор Костромской области). Касаткин Артур, обучающийся IT-квантума детского технопарка «Кванториум» в этом проекте выполнял уже не роль автора, а выступал консультантом по 3D проектированию. При проектировании учебного проекта «Тайфун» критерий количества учебных задач был одним из самых важных. Уже в процессе самого проектирования решались задачи по разным направлениям: -3D проектирование корпуса и модулей проекта в виде реплик реально существующего вооружения ВМФ России на кораблях модульного типа «Каракурт», первым серийным из которых является «Тайфун»; -проектирование и сборка электронной схемы управления; -написание программы управления, которая фактически, является прошивкой для микроконтроллерной платформы Arduino, использованной в качестве главного элемента схемы. Прошивка написана в среде разработки Arduino IDE; -написание Android приложения для управления учебным проектом «Тайфун». На учебном проекте «Тайфун» можно решать задачи, проверять технические и программные решения по большому спектру направлений технического творчества: моделирование, схемотехника, программирование, Android приложения. Единственный индивидуальный проект был представлен Беловым Максимом, обучающимся IT-квантума детского технопарка «Кванториум». Электронное устройство «Stepper motor monitor» - гаджет для практического исследования параметров шаговых двигателей (руководители проекта: Спицын Алексей Александрович, инженер HI-TECH цеха детского технопарка «Кванториум» и Шестаков Александр Александрович, Заслуженный рационализатор Костромской области).


Исследование любых деталей заключается в контроле их основных параметров и требуется при ремонте аппаратуры, в которой они используются. Исследование шаговых двигателей требуется при настройке, обслуживании и ремонте различной аппаратуры с числовым программным управлением. Это такая аппаратура, как: печатно-копировальная техника, 3D принтеры и различные высокоточные станки. Основными параметрами шаговых двигателей при исследовании их работоспособности являются количество шагов на оборот и отношение шаг/градус. Работа заключается в разработке портативного (самодостаточного) электронного гаджета с интуитивно понятным интерфейсом для практического исследования параметров шаговых двигателей.

6 февраля были подведены итоги финала конкурса. Белов Максим со своим проектом «Stepper motor monitor» был признан победителем конкурса по версии Молодежного и Учительского жюри конкурса, получив таким образом две специальные премии. Также в число победителей по версии Учительского жюри вошел и проект Сергея Волкова и Максима Муравьёва. Ребята отмечены специальными премиями в данной номинации конкурса. Остальным представителям Костромской области вручены сертификаты финалистов конкурса. Благодарностями организационного комитета конкурса отмечены научные руководители проектов: Рассадина Светлана Павловна, Шестаков Александр Александрович, Спицын Алексей Александрович, Касаткин Артур Николаевич. Координатор регионального этапа конкурса на территории Костромской области, Шестаков Александр Александрович, выступил с докладом «Обмен опытом и перспективы дальнейшей работы по развитию качества работы над проектами и исследовании школьников в рамках Сообщества региональных этапов балтийского научно-инженерного конкурса» на семинаре научных руководителей.